Процедура покупки
07.01.2006г. был окончательно принят закон о приобретении недвижимости в Турции иностранными гражданами, в соответствии с которым право приобретения турецкой недвижимости получают граждане большинства стран Европы и стран бывшего СССР: России, Украины, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана, Эстонии, Латвии и Литвы. В соответствии с новым законом иностранным гражданам разрешается приобретение любых построек (квартир, вилл, коммерческих объектов), расположенных на территории административных образований, а также земельных участков площадью не более 2,5 га. Оформление недвижимости возможно как на физических, так и юридических лиц.
С 01.06.2006 г. вводится дополнительное условие оформления недвижимости на граждан России, Украины и ряда остальных стран бывшего СССР - необходимость оформления вида на жительство (ВНЖ) сроком на 6 месяцев на тех покупателей, имена которых будут записаны в сертификате о праве собственности (ТАПУ). Для выполнения данной операции необходимо следующее:
- личное присутствие покупателей (имена которых будут значиться в ТАПУ) при подаче документов и при получении ВНЖ
- действительный не менее, чем на следующие 6 месяцев загранпаспорт
- 5 фотографий
- банковская карточка, доказывающая наличие счета в турецком банке (владельцами счета должны быть те граждане, имена которых будут указаны в ТАПУ), а также наличие суммы на банковском счете, равнозначной 1 200 долларам США на каждого покупателя
- сумма в размере 180-200 евро (в зависимости от курса),составляющая стоимость оформления вида на жительство на 6 месяцев.
Процесс приобретения недвижимости в Турции кратко можно описать следующим образом:
1. Выбор недвижимости.
2. Заключение контракта.
3. Оплата депозита Покупателем.
4. Оформление вида на жительство сроком на 6 месяцев на будущего владельца недвижимости
5. Получение разрешения для Покупателя как иностранного гражданина на приобретение недвижимости в Турции
6. Передача свидетельства о праве собственности (ТАПУ) Покупателю и оплата оставшейся стоимости недвижимости. Передача ключей, заселение.
В контракте на покупку недвижимости указываются:
- имена и адреса Покупателя, Застройщика/Продавца, агентства
- контрактная (покупная) цена недвижимости
- величина депозита и график оплаты оставшейся суммы
- сроки регистрации сделки и условие оформления ТАПУ
- дополнительные условия сделки (услуги Застройщика/Продавца, сроки сдачи объектов).
При оплате депозита Покупатель должен предоставить копию действительного загранпаспорта, а также, при необходимости открыть счет в турецком банке (при содействии наших партнеров). Копии паспортов должны быть подготовлены всеми участниками сделки, на имена которых будет оформляться ТАПУ.
В соответствии с турецким законодательством, ТАПУ является единственным документом, удостоверяющим права собственности на определенный объект недвижимости. В Кадастровом управлении, где хранятся и выдаются ТАПУ, можно получить полную информацию об объекте недвижимости – кому принадлежал объект до совершения новой сделки, есть ли долги или тяжбы, т.д. В ТАПУ указывается тип и адрес недвижимости, дата приобретения (дата оформления нового ТАПУ), доля паевой собственности на землю, где располагается недвижимость, а также стоимость объекта (данная сумма используется при расчете ежегодного налога на недвижимость, а также выплачивается государством в случае наступления страхового случая). Стоимость, как правило, отличаться от реальной цены покупки в несколько раз, что выгодно при уплате налога, но уменьшает выплаты по государственной страховке. Данная практика государственно принята и не является процедурой сокрытия налогооблагаемой стоимости. На момент получения ТАПУ
Покупатель оплачивает оставшуюся стоимость (либо выполняет выплаты в соответствии с графиком), и вступает в права владения.
Получение разрешения для иностранных граждан на приобретение недвижимости в Турции: в соответствии с положениями вновь принятого закона процедура получения разрешения займет в среднем 3-5 месяцев с даты подачи запроса. Для российских граждан запрос будет производиться в 2 инстанции - военное ведомство в Анталии и главное кадастровое управление в Анкаре, запрос отправляется только после получения вида на жительство на 6 месяцев. Оформление ТАПУ может быть произведено только после получения данных разрешений.
Дополнительные расходы:
Стоимость оформления оплачивается покупателем, составляет в среднем 500-1000 евро для квартиры, 1000-1500 евро для дома или виллы.
Данные суммы включают:
- стоимость оформления разрешения на иностранного гражданина (50-100 евро)
- стоимость оформления вида на жительство на 6 месяцев – (до 200 евро)
- налоги на продажу (1,5%) и приобретение (1,5%), рассчитываемые от стоимости, указанной в ТАПУ, как правило, оплачиваются покупателем, Таким образом, при оформлении ТАПУ покупатель оплачивает 3% от стоимости недвижимости, указанной в ТАПУ (300-1000 евро)
- кадастровые сборы при оформлении ТАПУ (30-100 евро)
- услуги переводчика (50-60 евро).
Оформление счетчиков воды и электричества: обязательно после оформления ТАПУ, хотя данная процедура может быть выполнена в течении нескольких месяцев после получения ТАПУ. При покупке новостроя для оформления счетчиков воды и электричества необходимо оплатить так называемое разрешение на проживание в конкретной квартире/доме на конкретного владельца ТАПУ (стоимость данного документа составляет 500-800 евро, выплата - единовременная и разовая). После получения данного документа возможно оформление абонентских книжек на электричество и воду на имя одного из нескольких владельцев ТАПУ (80 евро - электричество, 80 евро - вода). При покупке объекта на вторичном рынке, как правило, разрешение на проживание уже было оформлено предыдущими владельцами, тогда затраты составят лишь стоимость новых абонентских номеров на электричество и воду.
Расходы на содержание недвижимости:
Содержание недвижимости включает следующие налоги и сборы:
1.Ежегодный налог на недвижимость - рассчитывается на основании минимальной стоимости земли и метра застройки в регионе расположения недвижимости, абсолютная величина не превышает 50 евро/год для квартир, не более 100 евро/год для вилл и пентхаусов (может быть оплачен двумя взносами - в мае и в ноябре)
2. Налог на мусор, величина которого определяется расположением и размером недвижимости - 30-90 евро/год
3. Ежегодные взносы на содержание бассейнов, спортивных площадок, сауны или др. удобств, если таковые имеются на территории комплексов - в среднем 200-500 евро/год.
Коммунальные платежи составляют:
1. Электричество - в среднем 0,15 евро/кВт, включая налоги
2. Вода - 0,6 евро/тонна, включая налоги
3.Газ - в основном привозной - баллон 12л - 25 евро, иногда в современных комплексах оборудуется централизованная подача газа и газовое отопление, пользование которыми оплачивается по счетчику.